Примерно с начала «тучных 2000-х» в стране воспитывали поколение потребителей. К моменту «ковидного кризиса» частный бизнес и криво реформированная система образования уже успели убедить молодежь в том, что на свете существует «самореализация» . В том, что быть индивидуалистом – нормально, что иметь сложные потребительские предпочтения, а не просто выживать, — чуть ли не почетно.
Соцсети и сериалы полны картинками, на которых не селебрити, не бизнес-элита, а «самые обычные люди» живут в просторных квартирах с дизайнерскими интерьерами, ездят на недешевых иномарках, отличают какие-то «гуччи» от каких-то «баленсиаг», отдыхают на Мальте каждый год и умеют «правильно» есть бри из молока альпийских коз.
Масс-медиа при этом намекают, что зарабатывают эти «обычные россияне» очень чистенько — не в шахте на Крайнем Севере, не торгуя контрафактом, не участвуя в «откатной» экономике, не упахиваясь в сфере услуг — курьерами на велосипедах, водителями и продавцами с 12-часовой сменой.
Россияне с картинки — все сплошь дропшипперы, онлайн-предприниматели, диджитал-маркетологи, аналитики больших данных, айтишники, ивент-агенты, бизнес-коучи, элитные косметологи, частные гештальт-терапевты. В мире современной медийки поломойки, сантехники и водители экскаваторов вроде как существуют, но лишь на периферии зрения — как домовые эльфы во вселенной Гарри Поттера.
«Зумеры» пришли в вузы с радужными установками о современном отечественном рынке труда, но преподы не посмели им сообщить, что самые распространенные профессии в стране — это продавец, водитель и охранник в разномастной ВОХРе. Иначе как бы вузы обосновывали свои цены на подготовку бесчисленных экономистов, юристов и, не побоимся этого слова, политологов?
Такие данные были получены в ходе большого исследования , проведенного в 350 вузах РФ, расположенных во всех федеральных округах. Социологическая выборка изыскания — более чем солидная: 14 795 студентов в возрасте от 16 до 29 лет, все обучались на очных программах бакалавриата, средний и медианный возраст — 20 лет.
У российской молодежи, как выяснили ученые, приоритет в жизни собственно труда и его содержательных аспектов низок. 73% студентов бакалавриата не согласны с тем, что работа должна стоять на первом месте. А 54% считают, что работа не несет в себе иного смысла, кроме зарабатывания денег на жизнь.
«Вот они — последствия воспитания на образцах поп-культуры и потребительской медийной жвачки», — сказали бы консерваторы. Любопытно, правда, что на фоне указанных мнений, 61% студентов не согласились бы перестать работать, если бы у них было достаточно денег. Существование рантье привлекает все-таки не большинство молодых.
Уже 42% студентов предпочитают работу из дома посещению офиса и только 44% — «за» офис. Социологи сообщают, что «лишь четверть студентов ориентируется на индивидуальный характер работы без желания обсуждения рабочих вопросов в коллективе». А мы отметим для себя — это не какое-то незначительное «лишь», это целых 25%! Когда такое случалось в истории локального трудового рынка?
«Гибкую карьеру» больше ценят девушки. Но при этом они же сравнительно чаще, чем парни, ориентируются на работу в коллективе и в офисе (по мнению ученых, это говорит о потребности в общении). Вместе с тем, девушки не считают, что работа имеет первостепенную роль в жизни. А вот парни — наоборот: готовы отдавать трудовой деятельности больше времени и сил при необходимости.
Как выяснилось, образ будущей работы примерно одинаков у студентов всех округов РФ. Региональные различия не слишком значимы. Однако отметим для себя, что в регионах с более низкими среднедушевыми доходами населения и с более высоким уровнем безработицы студенты чаще ориентируются на предпринимательскую деятельность (многие не верят, что на зарплату можно выжить).
Про нематериальные ценности труда чаще рассуждают студенты из обеспеченных семей и те, кто хорошо успевает академически. Также такие студенты чаще ориентируются на традиционную карьеру в найме. Им близки офис, коллектив, лояльность профессиональной сфере. Возможно, традиционный найм эти своеобразные «романтичные» прагматики считают надежным.