Ассоциация блогеров и агентств (АБА), объединяющая 41 агентство инфлюенс-маркетинга, объявило о запуске телеграм-бота позора . Боту можно рассказать, какой нехороший человек тот или иной блогер. После проверки сообщения виновника могут определить в один из трех списков. Каждый из них предполагает ограничения по сотрудничеству агентств, входящих в АБА, с этим блогером. Разбираемся, насколько это законно, и поможет ли рынку избавиться от мошенников и недобросовестных «лидеров мнений».
В желтом списке находятся блогеры, замеченные с двумя-тремя нарушениями. Как правило, под нарушением имеется в виду срыв сроков, срыв рекламной кампании, некачественное оказание услуг или мошенничество. Пока что в желтом списке девять блогеров, среди которых София Никитчук, Слава Бустер и Настасья Самбурская. Готовится попасть в этот список и Инстасамка — ее обвиняют в репутационных рисках и срыве сроков.
Эта деятельность может причинить вред деловой репутации блогеров, которую защищает статья 152 Гражданского кодекса РФ. Это, в свою очередь, может повлечь гражданско-правовые иски. К тому же, за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (клевету) статьей 5.61.1 КоАП РФ установлена административная ответственность для юридических лиц, а статьей 128.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность для физических лиц.
К сведениям, которые публикуются в таких чёрных списках, должны предъявляться высокие стандарты проверки обстоятельств, иначе их можно признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию. Сам подход формирования списка путём сбора жалоб через телеграм-бота и с возможностью отправить заявление с любыми документами (возможно, и фальсифицированными) — повышает риск, что в нём окажется блогер или агентство, которых необоснованно обвинили.