Помните закон Мерфи? Если вас могут понять неправильно, вас поймут неправильно. Это справедливо и в создании сайтов. Клиент хотел второй «Вконтакте», а получил форум юных собаководов. Разработчик не угадал хотелку заказчика — потратил время впустую.
Техническое задание — документ, в котором зафиксированы требования к сайту. Чем четче и подробнее расписаны эти требования, тем лучше участники процесса понимают, что должны делать. А значит, вероятность, что все останутся довольны результатом, выше.
Подстраховаться. Когда сайт готов, его можно проверить по техническому заданию. Есть несоответствия? Разработчик обязан их исправить. Если вы сотрудничаете официально и заключали договор, можно даже получить компенсацию через суд.
Упростить замену исполнителей. Если клиент и разработчик повздорили и разбежались, создание сайта может затянуться. Подробное техзадание можно передать новой команде. Так она втянется в работу в разы быстрее.
Узнать стоимость разработки сложного продукта. Оценить точные сроки и стоимость разработки сложного веб-сервиса сходу нельзя. Сначала нужно понять, как будет работать сервис, и какие в нем будут функции. Для этого и нужно подготовить техзадание.
Понять, чего хочет заказчик. Клиенту задают десятки вопросов, показывают примеры, предлагают решения. Затем записывают все в единый документ и согласовывают. Если все окей — ура, вы нашли контакт.
Подстраховаться. Иногда попадаются заказчики, которые хотят поменять задачу на полпути. Если вы согласовали и подписали ТЗ, подобное не пройдет: в случае чего даже суд будет на вашей стороне.
Показать свою компетентность. Классно подготовленное техзадание покажет клиенту экспертность разработчиков. Если компания сомневалась, доверять ли вам разработку сайта, сомнения с большой вероятностью развеются.
Облегчить и ускорить разработку. В хорошем ТЗ указаны структура сайта, необходимые функции и элементы на каждой странице. Когда все требования уже перед глазами, дело остается за малым.
Хорошее ТЗ всегда составляет исполнитель – проект-менеджер или разработчик. Очевидно, что веб-разработчик понимает в создании сайтов больше, чем владелец бизнеса, поэтому описывать проект придется ему.
Техзадание должно быть понятно всем, для кого предназначено. Если вы собираетесь использовать термины, которые может не понять ваша клиентка, условная владелица магазина детских игрушек, обязательно поясните их. Например:
Представьте, что вы 2 месяца делали сайт. Каждый этап согласовывали с клиентом — он в восторге. И вот пришло время сдавать работу. Вы показываете админку, а клиент кричит: «Это что такое? Модэкс? ! Я думал, вы сделаете на “Вордпрессе”!»
Сайт должен работать во всех браузерах актуальных версий и на всех типах устройств. Да, это очевидно для любого разработчика и любого заказчика. Но лучше написать, чтобы защитить клиента от недобросовестно выполненной работы.
До отрисовки сайта и его верстки вам нужно согласовать с клиентом структуру. Соберите разработчиков, сеошников, маркетологов, главреда — и решите, какие страницы нужны на сайте. Подумайте, как они будут связаны между собой, с какой на какую можно перейти.