До пандемии количество круизных пассажиров оценивалось около 30 млн в год, и по итогам 2023 года отрасль с большой долей вероятности приблизится к этому показателю. Однако восстановление круизного туризма радует не всех: в некоторых европейских городах, входящих в популярные круизные маршруты, стремятся либо запретить вообще, либо сократить количество судозаходов с отсылкой на экологические, социальные и экономические проблемы.
Первой на «тропу войны» с круизными лайнерами в Европе вышла Венеция : этот итальянский город в 2021 году запретил крупным судам бросать якорь в своем историческом центре. Поводом для этого послужил инцидент, произошедший в 2019 году: круизный лайнер врезался в причал, из-за чего пострадало пять человек. С учетом всех рисков на этом фоне ЮНЕСКО пригрозила внести город в список находящихся под угрозой исчезновения.
Примеру Венеции последовала Барселона . Каталонская столица с 22 октября 2023 года закрыла свой северный терминал для круизных лайнеров. Теперь около 340 судозаходов в год будут «разгружаться» у южного причала Moll d’Adossat, который находится дальше всего от жилых районов города. Если прежде туристы, сошедшие с круизных лайнеров, могли дойти до знаменитого бульвара Ла Рамбла всего за 10 минут, то теперь их ждет уже 30-минутная поездка на автобусе до центра города.
Средиземноморье является вторым по величине рынком круизов за пределами Карибского бассейна, и рост количества пассажиров создает все большую нагрузку на местное население. Так, против круизных лайнеров активно выступают в Марселе , крупнейшем круизном порту Франции. В прошлом году петицию с призывом запретить круизные судозаходы в этом городе подписали более 50 тыс. человек.
Греческий остров Санторини и хорватский Дубровник также ужесточили требования к заходам круизных лайнеров, ограничив количество судов, которые могут одновременно находится в порту. Большое количество туристов, сходящих на берег, создает проблемы для местной инфраструктуры: начиная от пробок на дорогах до уборки мусора, который оставляют гости.
К тому же, не все туристы на круизных лайнерах в принципе готовы сходить на берег: по данным властей норвежского Бергена, который является одним из популярных портов Северной Европы, до 40% пассажиров круизных судов никогда не покидают свой лайнер. Для тех, кто все же сошёл на берег, средние расходы в Бергене составили менее 23 евро . В основном, круизные туристы покупают мелкие сувениры .