8 секретов популярности Артемия Лебедева

8 секретов популярности Артемия Лебедева

Он сделает логотип для кофейни за сотню тысяч, а для банка – за миллионы. Скандалы с «неудачным» дизайном или плагиатом только помогают раскрутке бизнеса. Он десятками пишет посты во всех сетках и записывает ролики в резкой манере, но рекламодателей это не отпугивает. Он бесит тысячи и нравится тысячам. Он все еще один из главных троллей рунета. А теперь и новый директор по дизайну ВКонтакте.
Потом Лебедев проиграл два суда, инициированных ветеранами из-за постов «Город-трус.Йу-ху» о Волгограде и «Хенде хох, Гитлер капут» (хотя кажется удивительным, что ветераны смогли самостоятельно наткнуться на них в интернете). В 2015 году суд взыскал с Артемия 1 млн рублей по иску Сергея Крамаренко, а в 2016 – 500 тыс. рублей по иску Марины Михалицыной из Волгограда.
А в этом году, когда тема снова звучит особенно остро, пост вновь появился, на этот раз не в ЖЖ, а в Teletype. В тексте «С Днем Победы!» Лебедев сразу же разочаровывает тех, кто снова вознамерится его засудить: «…Очередная серия игры “кто хочет стать миллионером” для взявших в команду ветерана не состоится». А сам пост посвящен тому, кто победил во Второй Мировой войне:
Так как я больше дизайнер, чем историк, меня в первую очередь волнуют исторические события через призму дизайна. И тут я просто покажу несколько плакатов. Все они были созданы сразу после Победы. Все они советские. И везде хорошо видна рассадка: во главе СССР, на втором месте США, на третьем — Британия…
Артемий организовал собственный бизнес, будучи двадцатилетним – в 1995 году. В его сфере совершенно не было конкуренции: в России интернет только начал развиваться, и сайтов существовало всего несколько сотен. В штате он был один, помещения тоже не было, как и заказчиков. Лебедев собрал портфолио с вымышленными работами и начал встречаться с потенциальными заказчиками.
Работы оказалось много – вскоре понадобилось помещение и наемные сотрудники. К концу 1997 годовой оборот компании составлял более $50 тысяч. Сделать сайт в студии стоило от $4000 (для сравнения, средняя месячная зарплата россиянина в 1997 году в пересчете на доллары была $140). С 1998 года проект стал называться «Студия Артемия Лебедева». В портфеле студии оказались десятки самых крупных предприятий и бизнесов России.
Артемий до сих пор часто предугадывает, что «взлетит». Например, целый год в Студии работал дизайнер Николай Иронов, делавший проекты для заказчиков в формате экспресс-дизайна (лого за 100 тыс. рублей без возможности правок со стороны клиента). Работы были яркие, странные и много обсуждались. В 2020 году Лебедев признался, что дизайнер Николай Иронов – нейросеть (Н.Иронов, «Нейронов»).
В интервью и блогах Лебедев постоянно обращает внимание на все, что имеет отношение к дизайну, и критикует, не стесняясь в выражениях. Иногда хвалит, но это бывает совсем, совсем редко. Рассказывал : «Среди моих хороших друзей много владельцев самых разных компаний. Почти со всеми знакомство начиналось с обмена визитками и моей фразы: “Ваша визитка — г***о”».
Кроме визуальной презентации важно еще и словесное объяснение ценности выполненной работы и ее обоснование. Лебедев рассказывал : «Я занимаюсь коммерческим, прагматичным, расчетливым дизайном. Я привык делать вещи, которые работают. Я не признаю дизайна ради дизайна. Все самые интересные решения появляются в результате работы над реальными проблемами, а не в результате создания произведений типа “мой волшебный сон”».
Принцип «рвать шаблон» переносится и на работу Студии. Некоторые подозревают, что некоторые работы в ней создаются специально, чтобы вызвать возмущение и эмоциональное обсуждение. Чаще всего это касается проектов, затрагивающих самое большое число граждан: это айдентика населенных пунктов, городской среды или общественного транспорта.
Лебедев в интервью Юрию Дудю (признан СМИ-иноагентом) говорит: «Госзаказ – это самые тяжелые и самые мучительные деньги с минимальной благодарностью и огромными рисками по всем фронтам. Это можно делать, только хорошо застраховавшись. Я беру госзаказы из любви к искусству. Хочется не просто на свете жить и зарабатывать деньги, а что-то после себя оставить».